Интервью с Валерием Валентиновичем Волостных. Часть 1: “Восток дело тонкое”.
5527 дней назад
0 комментариев
Первые поединки смешанного стиля были проведены в Москве 1995 году. Одним из людей, участвовавших в этом, был Валерий Валентинович Волостных. Мы расспросили его, почему бойцы восточных стилей потерпели поражения в смешанных единоборствах, и как после развала Советского Союза продолжалось развитие боевого самбо, и применяется ли в современном самбо техника из восточных единоборств.
В XIX веке в Европе начинали проводить поединки смешанного стиля. Почему это возродилось только через столько лет?
Это было в единичных случаях. Тогда выходил отдельный боксер против отдельного борца. Это не было поставлено на широкую ногу. Фундаментально, в системном подходе это произошло, когда клан Грейси начал устраивать турниры в 1993 году. Мы подхватили это в 1995 году.
После перестройки стало возможно проводить соревнования по боевому самбо. Как вы собирали различные техники для создания универсального стиля боя?
Изучались все не секретные видеоматериалы, вся литература. Общались с представителями различных клубов. Но многое зависит от каждого отдельного спортсмена. Например, если приходит боксер, то ему не нужно менять ударную технику. Ему нужно добавлять те аспекты, которых не хватает. Мы считаем, что наиболее эффективная техника ударов руками применяется в боксе, добавлять можно удары локтями и коленями из тайского бокса. Хорошая ударная техника лоукиков есть в киокусинкай каратэ. Лично я занимался киокусинкай каратэ еще при Харлампиеве, также изучал стиль каратэ Алексея Штурмина. Затем познакомился с индийской боевой традицией, боевой йогой. Это то, с чего начались все восточные единоборства.
(На фото Алексей Олейник и Валерий Валентинович Волостных)
Расскажите поподробней про индийские единоборства.
По известной легенде, знаменитый Бодхидхарма принес буддизм и приемы рукопашного боя в Шао-Линь. С этого момента и началась слава монастыря Шао-Линь. Конечно, китайцы наложили свой национальный отпечаток (китайская традиция буддизма стала называться чань-буддизмом, а система рукопашного боя-шаолинским стилем у-шу). Информации по индийской традиции нигде в полном объеме нет в литературе. Вадим Вязьмин (адепт индийской боевой йоги «Дгарма-Марга», а также врачеватель, художник и писатель) с санскрита перевел основы, «зерна» этой методики. Потом на нескольких поколениях учеников он отшлифовал эту систему на практике. С Вадимом Вязьминым мы познакомились на тренировках у Анатолия Аркадьевича Харлампиева. Параллельно с занятиями самбо, я очень много (от 3 до 6 часов через день, в течение нескольких лет) занимался у Вадима и вместе с ним, много общался с этим удивительным человеком и высочайшего уровня педагогом и мастером боевых искусств. Мы стали друзьями и сейчас я даю своим ученикам некоторые элементы этой индийской боевой традиции. В этой системе превалировала ударная техника, но были и элементы борьбы. За счет методики соединения «психического» и «физического» очень сильно повышалась сила удара. Мы привнесли эту систему в боевое самбо, потому что считаем необходимым перенимать положительный опыт. Брать узкую систему не правильно. Многие восточные системы грешат тем, что нельзя делать шаг в сторону от традиции, грешат своей догматикой, при этом забывая, что система была разработана основателем под себя. Тот же Масутацу Ояма основал школу каратэ киокусинкай, беря в основу свой опыт. Также поступали и другие адепты японских боевых искусств.
Если проводить аналогию, то Харлампиев тоже создавал самбо под себя?
Нет. Он-то как раз собирал все лучшее. Он составил таблицы на подобие таблицы Менделеева, где в каждую свободную ячейку можно и сейчас вставлять технику. Я сам видел у него, помимо таблиц по технике борьбы, таблицу по ударам локтями. Другое дело, что раньше не было соревновательной части. Нельзя было применять и проверять многое на практике. Поэтому я считаю, что мы продолжаем развивать дело Харлампиева, но уже на новом витке развития и прогресса. Сейчас уже можно это делать, испытывая все это на практике, в конкретных соревнованиях по боевому самбо с минимальными ограничениями по правилам Федерации боевого самбо России, а также в близких, родственных видах смешанных единоборств ( миксфайт, панкратион, валетудо и т.п.).
Почему мало представителей восточных единоборств в ММА?
Из-за узко направленной подготовки у представителей восточных единоборств почти нет шансов в поединках смешанного стиля. Нужна очень разнообразная подготовка и универсальный подход. Также сильно отличается судейство и правила, которые отягощаются многими искусственно придуманными деталями и далеки от реального поединка. По нашему мнению, правила должны быть предельно простыми, понятными спортсменам, судьям и зрителям, а также открытыми и максимально приближенными к реальному бою. Поэтому представителей восточных единоборств в ММА мало. В поединках смешанного стиля всегда будут побеждать универсальные бойцы, которые владеют всеми видами техник. Это сейчас мы и видим на практике.
Как повлияет изменения правил в дзю-до на бойцов? Будет ли этот разрыв положителен для самбо?
На мой взгляд, изменение правил в дзю-до – это уход от реальности, от единоборства. Теперь этот вид стал ближе к игре. Если говорить шутливо, то можно придумать правила, по которым побеждает тот, кто быстрее на ногу наступит. В дзю-до любой завал на спину считается чистой победой. Смешно. Какая это победа? Это победа в игре, а не единоборстве. Сейчас убрали все захваты ног. Это уход от единоборства и поединка. На наш взгляд, единоборство должно быть столкновением мощным, жестким. Зарождалось дзю-до совершенно не так. Обосновывать это можно по-разному, но по существующим правилам уже не обязательно делать красивые амплитудные броски. Достаточно завалить на спину. Кроме этого, в дзюдо на наш взгляд, почти не дают бороться в партере.
комментарии к новостям