Интервью Романа Зенцова
5573 дня назад 0 комментариев
Здравствуйте Роман. Как Ваше самочувствие? Не беспокоят ли травмы?
Здравствуйте. Сейчас я в хорошей форме. Я брал 8-месячный таймаут, чтобы восстановиться. Я сделал перерыв, так как многие травмы начали приобретать хронический характер, и не позволяли готовиться к предстоящим боям. Если бы я не принял это решение, то не смог бы выступать на достойном уровне.
Какие у Вас были травмы?
Да банальные: позвоночник, растяжения, ушибы, локтевой сустав, из-за него я не мог нормально боксировать. В общем, было много легких и не очень травм.
В своем последнем поединке, который состоялся в августе 2008 года, Вы проиграли. Главной причиной поражения стали травмы?
Нет. Было много факторов. Я считаю, если я проиграл, то так было нужно. Таким образом, я принял решение сделать перерыв для восстановления. Другим фактором послужило то, что об этом поединке мне сообщили всего за две недели до него, и я не смог набрать нужную форму. С другой стороны, это упущение моей команды, что я согласился выйти на бой, находясь в плохой форме. Соперник же мне попался очень не удобный. Я с ним уже встречался и тогда обломал об него руку, повредил ногу. Тот бой выиграл решением, но со стороны корейцев все было сделано для того, чтобы их боец дошел до конца боя, например, ему клеили сечку целых семь минут. Можно еще отметить, что я недооценил его. Потом я узнал, что он полгода под меня готовился. На этот бой я приехал вообще один. Мне даже некому было руки бинтовать. Хорошо, что мне согласился секундировать Мичков Алексей Васильевич. На бой я вышел с травмой, да еще соперник мне нанес сечку. Я понял что бой могут остановить, потому что схватка проходила в Корее на родине противника, и я попытался закончить бой досрочно. Ну и поспешил, стал его переворачивать, а он повис на больной руке, и я сдался. Все это я расценил, как сигнал к перерыву, и сделал для себя вывод, что в таком состоянии лучше на ринг не выходить. Но я не хочу умалять заслуги моего соперника. Он здорово выступил и победил.
Повлияло ли на победу Санг Су Ли то, что он в течение полугода занимался с Федором Емельяненко и командой Red Devil?
Конечно, это оказало влияние. То, что он изучал школу Федора и узнал некоторые секреты, помогло ему в этой схватке. Уверен, что кроме технических знаний он развил тактические и морально волевые качества. Думаю, что сейчас, когда Федор на вершине славы, все лепят ему комплименты. Но я хочу сказать, что общение и тренировки с ним подняли меня на совершенно другой уровень не только в физическом, техническом, тактическом, но и личностном плане. Я очень благодарен Федору за все, что он сделал для меня.
Вы сказали многое про Федора и его школу, но не упомянули его наставников Владимира Михайловича Воронова и Алексея Васильевича Мичкова. Получается, что техника, которую применяет Федор Емельяненко, отличается от того, что преподают они?
Нет. Федор очень много дал мне в личностном плане. Работа же с этими тренерами помогла мне очень сильно вырасти как спортсмену. Они составляют хорошую тренерскую команду. Жалко, что сейчас уже нет той монолитной команды. Хочу отметить также Юрия Разумова, который ставил мне ударную технику. Ранее он вел сборную СССР по боксу, затем выступал в профессиональных боксерских матчах. Он мне очень помог.
В последних поединках команды Red Devil все спортсмены работали как близнецы. Их стиль боя повторяет действия Федора Емельяненко в ринге. Как думаете, это хорошо или плохо?
Это очень большое упущение. Если все они будут действовать одинаково, то перестанут быть интересными. Кому нужны клоны Федора? Стиль Федора Емельяненко хорош для него. Мое мнение: то, что дает побеждать ему, не обязательно поможет одержать победу кому-нибудь другому, например, Кириллу Сидельникову. Нужно развивать свои сильные стороны, а не заниматься подражательством. Я считаю, что здесь ошибка бойцов, а не тренера. Каждый спортсмен должен сам осознавать и навязывать свою волю. Конечно, они должны слушать тренера, но затем они должны перешагнуть это и вместе найти способ побеждать. Нельзя зарывать свои таланты. Может кто-нибудь будет как Кро Коп выбивать всех ногой, а другой будет всем ноги ломать. Не нужно всем работать как Федор. Конечно, база должна быть, но нельзя зарывать свои качества. Насколько я знаю, Федор также смотрит на это. Другой вопрос, что у него нет времени для тренерской работы. Поэтому ребята должны сами понимать это. Нельзя всем быть а ля Федор.
На турнире M-1 Challenge команда Imperial Team вчистую проиграла американцам. Как Вы думаете, в чем причина поражений? Как это повлияет на спортсменов российской команды?
Думаю, это не случайность. Я не верю в случайности. Это говорит о том, что бойцам, тренерам и промоутерам нужно задуматься и искать решение, если они хотят, чтобы команда выступала на высоком уровне. Свято место пусто не бывает. Найдутся люди, которые выстрелят. Сейчас у ребят есть огромный шанс – они тренируются рядом с Федором, у них есть техническая база. Это надо использовать. У нас этого не было. У нас не было такого трамплина, которым сейчас является Федор. Если рассматривать поражение, то это нормальный естественный отбор. Слабый духом сломается. В первых боях я тоже выходил против более опытных соперников, но я не ломался, а шел дальше. Конечно, ко всем так нельзя подходить. Повторюсь, об этом нужно всем задуматься: и бойцам, и промоутерам. С другой стороны, кого-то это закалит и отсеет тех, кто послабее.
Насколько, по Вашему мнению, закономерно успешное выступление команды Легион на турнире M-1 Challenge?
Это является результатом правильной работы тренеров и руководства команды. Спортсмены же в достаточно опытные, так как они провели много боев на юге России.
Насколько серьезно Вы занимаетесь тренерской деятельностью?
Мне часто задают этот вопрос. Хочу сказать, что я не занимаюсь тренерской деятельностью. Те ребята, которых я вывожу – это мои спарринг партнеры. Как я говорил, я брал перерыв полгода, но в течение этого времени я продолжал тренироваться. Я занимался каждый день. С этими спортсменами я тренировался. Эти спортсмены не мои ученики. У меня нет школы. Они мои спарринг партнеры. Они для меня друзья и товарищи. Я бы сказал, что все делаю на общественных началах. Раз в неделю совершенно бесплатно я провожу тренировки в различных залах. Также я провожу семинары, тоже бесплатно. В общем, то, чем я занимаюсь, нельзя назвать полноценной тренерской работой.
Одним из бойцов, которым Вы помогаете, является Алексей Буторин. Его поединки на М-1 Selection прошли очень зрелищно. Что Вы можете рассказать о нем?
Перспективный парень. У него отличное будущее, если он продолжит тренироваться с таким же рвением. У него достаточно воли, физических данных, рвения, трудолюбия. Он не позер. Он не старается никого копировать. В скором времени я планирую вывести еще одного спортсмена. Есть ряд ребят, человек 8, которые скоро заявят о себе.
Вы очень близко знаете Федора Емельяненко. Насколько сильно в начале карьеры он жаждал поединков с сильнейшими бойцами?
Когда он начинал выступать, то был очень мотивирован. Затем наступил этап, который можно назвать ломкой. Но Федор смог пройти через это. Он переступил этот барьер. Он продолжил движения. Сейчас перед ним стоят уже не материальные цели. Многие бойцы остаются голодными до тех пор, пока получают мало денег. "Сложно бежать с утра кросс, если ночью спишь в шелковой пижаме", как говорил Марвин Хеглер. Мне кажется, что этот момент Федор перепрыгнул. Сейчас он поставил себе планку, которая очень высока. Он ушел в религию, а там границ нет. Тем самым он продолжает совершенствоваться как боец и как личность. Мне кажется, он сделал правильный выбор.
Как Вы вспоминаете времена PRIDE’а?
С грустью. Это была величайшая организация. Конечно, их интересы были в первую очередь материальными, но они не были выше интересов спорта. К спортсменам было очень хорошее отношение. Это было больше, чем просто организация. Там не было такой жесткой конкуренции среди бойцов, когда каждый хочет порвать другого. Не было такого американского отношения, как сейчас в UFC. Там не велись интриги, чтобы низвергнуть или возвести бойца. В ней было очень много людей, которые болели за развитие боевых искусств, а не шоу бизнеса. Обидно, что товарно-денежные отношения победили любовь к единоборствам.
Вы начинали выступать, когда смешанные единоборства проходили этап становления. Насколько изменился этот вид спорта?
Главное отличие было в том, что у нас было меньше возможностей готовиться к поединкам. Раньше мы выступали бесплатно, но мы понимали, что сначала нужно сделать имя, а уже потом оно будет работать на тебя. Поэтому в спорте оставались только самые упертые. Сейчас же многие молодые бойцы хотят все и сразу. У нас даже не было перчаток. Но я не хочу рассуждать, что вот раньше было труднее, а сейчас легче. Что же касается правил, то их сделали мягче и сократили время не потому, чтобы было лучше спортсменам, а чтобы заработать больше денег, чтобы поединки стали более зрелищными. Поверьте, удар в перчатке еще жестче, чем незащищенным кулаком. Раньше можно было легко нанести секчу и бойца снимали. Поединки перестали быть зрелищными, потому что все старались работать головой и локтями, чтобы нанести сечку. Жесткость же поединка осталась такой же. В общем, поединки стали интенсивнее, вырос уровень спортсменов и стала преобладать коммерческая сторона спорта.
Как Вы думаете, почему многие бойцы, перешедшие в микс файт, начинают изучать ударную технику не с муай тая, карате или кикбоксинга, а с бокса?
Потому что школа бокса наиболее развита. Тот же муай тай появился у нас и в Европе всего лишь 20 лет назад, а бокс у нас уже давно. Ударной техникой этого вида легче овладеть. У бокса выше КПД. В ударной технике ног важно следить за центром тяжести, что в реальном поединке очень тяжело, особенно, когда бьешься с борцами. Таких бойцов как Кро Коп, которые здорово бьют ногами мало. Тех же, кто хорошо чувствует удар и неплохо работает в партере больше. Однако нельзя забывать про ноги, потому что это обязательно скажется.
Вы участвовали в профессиональных боксерских поединках. Отличается ли манера ведения боя в стойке в микс файте и в боксе?
Конечно. Левая рука должна быть очень жесткой. В боксе можно фехтовать, обозначать удары. В микс файте она должна бить как правая. Здесь острее поединок и не прощаются ошибки. В боксе другая тактика. Там можно поиграть с соперником. Если попался молодой, то можно просто дать ему вымахаться первые три раунда, а потом разбить его. Здесь же все по-другому, нельзя действовать как в любительском боксе. Нужно быть очень жестким.
Решение Федора Емельяненко не подписывать контракт с UFC из-за того, что он хочет заниматься развитием смешанных единоборств по всему миру, вызвало бурю негодования среди российских болельщиков микс файта. Как вы думаете, почему люди так отреагировали на это решение?
Я рад, что вера помогает Федору жить и принимать решения, которые, может быть, для простого обывателя кажутся неправильными. Сейчас все хотят только зрелищ и развлечений. Все ведут себя как покупатели. Они хотят только сидеть и смотреть, а не участвовать в этом. Это мировоззрение не характерно для русского человека, для нашего народа. Думаю, Федор был готов к этому. Я понимаю, что это решение глубоко продуманно и принято не на пустом месте. Уверен, что Федор взвесил все за и против. Возможно, кто-то ждет, чтобы он споткнулся, проиграл. Я вижу, что Федор делает свое дело и делает его хорошо. Он – тактик и стратег. Почему он должен работать на толпу?
Насколько важна фармакология спорта? Есть много разрешенных препаратов. Как важно знать и уметь их применять?
Если ты профессионал, то должен быть лучшим во всем. Ты должен хорошо тренироваться и восстанавливаться. В советском спорте был не правильный лозунг: "80 % времени ты должен тренироваться, а 20 % восстанавливаться". Но тогда спортом занимались миллионы. Однако победы на Олимпийских играх давались высокой ценой. В 25 лет люди становились инвалидами. Сейчас же спорт постарел. На западе люди бьются на ринге в 35 и 40 лет, потому что грамотно восстанавливаются. Нужно не только уметь нагружать себя. Возможно, бойцы из Imperial Team проиграли, потому что перегружены. Перегруженным можно быть не только физически, но и психологически, а в результате нет желания выступать. Здесь очень тонкая грань, так как можно начать тренироваться мало. Мне кажется, что фармакология сейчас важная составляющая спорта, и нужно идти в ногу со временем, ведь многие использую стероиды, которые уже в прошлом. Нужно применять аминокислоты, витамины, некоторые препараты для сердца. Мы выступаем не в Олимпийском виде спорта и у нас больше свободы, а то скоро МОК запретит всем и пить, и дышать. Но ко всему нужно подходить с умом. Древние говорили: все яд, все лекарство. К сожалению, сейчас у нас мало специалистов в этой области. Поэтому приходится образовываться самим. Мне в этом вопросе проще, так как я учился в медицинском институте. Я специально пошел туда, так как знал, что мне это пригодится в спорте. В Америке бойцы сбрасывают вес к бою до 15 кг и при этом не теряют выносливость. Один из препаратов, которые они употребляют, соматотропин (гормон роста), который имеет огромную пользу, при небольших побочных эффектах. Нам пока и нельзя мечтать о таком уровне фармакологии как у них. Но нельзя умалять их заслуги, ведь в зале они пашут там, дай бог.
Насколько важна работа секундантов бойца во время поединка?
Очень важна, потому что это команда. Потому что иногда секунданты не могут правильно подать капу или подсказывают все одновременно, а это нервирует. На восстановление бойца между раундами отводится одна минута и нужно максимально ее использовать.
По вашему мнению, насколько важна физическая выносливость в поединке?
Мне кажется, что это 50% успеха. Например, танк – это отличная боевая машина, но если у него кончится бензин, то он превратится в статическую мишень. Так и с бойцом: если нет выносливости, то не спасет отличная техника партера или стойки. Иногда бои выигрывают только за счет функционалки. Боец просто прет на соперника, несмотря ни на что, и тот сбивается и проигрывает. Федор нашел свой способ повышения выносливости. Он бегает атомные кроссы. На сборах мы пробегали до 18 км в день. Однако это не всем подойдет. Кто-то может себя загнать. Кому-то помогают горки. Здесь нужен индивидуальный подход, нужно искать то, что ближе тебе.
Как отличается функциональная подготовка в боксе и борьбе от смешанных единоборств?
Бокс – это аэробная нагрузка. Борьба – это анаэробная нагрузка. В боях это все вместе. Нужно быть готовым работать в стойке, затем перейти в партер, а потом опять в стойку. Организм должен переключаться в разные режимы в эти моменты. Осознано это не сделаешь. Поэтому подготовка к бою должна это учитывать, чтобы наработать это на уровне подсознания. Например, ты начинаешь бегать кросс за два месяца до боя. За месяц до боя сокращаешь кроссы и начинаешь бегать горки. За две недели до поединка после подъема в горку кидаешь гриф от штанги, а затем начинаешь раскидываться, и приступаешь к спаррингам. Но до этого нужно поработать шесть недель физически над выносливостью. Необходимо искать что-то свое. Например, тренировки многоборцев неплохо подходят для этого. Нужно все обсуждать с тренером, но если тренер закостенел в чем-то, то нельзя бояться сказать ему об этом.
Как Вы считаете, когда спортсмен должен завершать карьеру?
Я думаю, когда пропадет мотивация, тебе станет это не интересно, и ты станешь биться только за деньги. Физиологически же кто-то может сдуться и в 25, а кто-то может выйти на пик в 35 лет.
Большое спасибо. Удачи Вам. До свидания.
До свидания.
комментарии к новостям