“Золотой стандарт”: как UFC боролся с читерами до USADA?

1955 дней назад 10 комментариев

Рассмотрим несколько мифов об антидопинговой программе UFC до прихода USADA, бытующих среди фанатов по сей день, и о том, что именно Дэйна Уайт называл “золотым стандартом тестирования в ММА”.

МИФ ПЕРВЫЙ: В UFC ВСЕГДА БЫЛО ДОПИНГ-ТЕСТИРОВАНИЕ

Марк Керр

Это неправда. Промоушен UFC провел свое первое шоу 12 ноября 1993 года, а допинг-тестирования в этой организации проводятся с 2001 года. В том году братья Фертитта приобрели UFC за $2 млн, и это помогло организации получить разрешение на проведение турниров в Неваде благодаря связям Лоренцо Фертитты, который раньше работал в NSAC. Именно эта комиссия проводила первые допинг-тесты в промоушене, и именно благодаря одобрению NSAC, внесению поправок в свод правил и, опять же, связям (и деньгам) братьев Фертитта промоушену со временем удалось распространить свои шоу по всей стране.

«В своих первых боях в Бразилии я сидел на очень маленькой дозе стероидов, но когда подписался в UFC, я перешел на совершенно другой уровень. Весил, наверное, 125 кг при 5% жира, мог пожать от груди небольшой автомобиль. Это был явный перебор.

Помню, как сидел за столом у врача, и он просматривал анализы ферментов моей печени. Он посмотрел на меня и сказал: «Вы понимаете, что Ваши показатели в восемь раз выше нормальных?» Я ответил «да». Они позволили мне драться».

– Марк Керр –

Но помогали ли проверки, проводимые комиссиями штатов, очистить спорт от допинга? На этом вопросе остановимся чуть подробнее.

МИФ ВТОРОЙ: В UFC НЕ БЫЛО МЕСТА ЧИТЕРАМ

Кен Шэмрок

Со времен создания организации Zuffa UFC действительно всегда скандировал: “Мы – за чистый спорт” и тесно сотрудничал с атлетическими комиссиями, но насколько эффективной была антидопинговая программа до 2015 года, учитывая, что в октагоне выступали такие мускулистые парни, как Брок Леснар, Алистер Оверим, Кен Шэмрок, Тодд Даффи и т.д.?

“Мой брат Кен сидит на стероидах всю свою жизнь. Как вы думаете, почему у него такие проблемы с мозгами? Почему перед каждым большим боем он рассыпается? Психика ни к черту. Стероиды дают ему ложное чувство безопасности, но в тот момент, когда курс заканчивается, он перестает быть суперменом, становится обычным человеком. А что может обычный человек на таком уровне без усердной работы и веры в себя?”.

– Фрэнк Шэмрок в интервью от 2008 года –

В период с 2001 по 2007 годы было выявлено всего 19 нарушений антидопинговой политики со стороны бойцов UFC (спортсменов – 16: Джош Барнетт и Кимо Леопольдо попались суммарно 5 раз), в то время как за 3 с небольшим года функционирования USADA таковых выявлено 62. Это связано с тем, что первоначально проверяли только участников двух главных боев каждого турнира, а также титульных поединков – соответственно, и попадались только известные бойцы.

Любопытный факт: Джош Барнетт – настоящий первопроходец в том, что касается допинга в ММА. Он был первым бойцом, попавшимся на допинге, причем произошло это на первом же турнире под контролем NSAC, первым бойцом, попавшимся сразу на трех запрещенных веществах, первым бойцом, провалившим три тестирования (по факту – 4: когда в 2009 году он выбыл из боя с Федором Емельяненко, положительный результат дали обе пробы), и первым бойцом, выигравшим арбитраж у USADA.

В принципе, и это звучит неплохо: в контрактах бойцов Pride указывалось, что они будут тестироваться только на наркотики – например, кокаин и марихуану. Тут проявляется различие в культуре: в Японии, в отличие от США, употребление наркотиков порицалось обществом, в то время как стероиды не воспринимали всерьез. Pride FC дважды проводил турниры в США, и после Pride 32 Витор Белфорт и Павел Настула провалили допинг-тесты, а Кевин Рэндлман сдал поддельную мочу.

И все же, если разобраться, такой подход больше похож на показуху, на деле же его эффективность под большим вопросом. Судите сами: по данным базы USADA*, находящимся в открытом доступе, наиболее часто бойцы попадаются на таких веществах, как кломифен (срок выведения – до 3-6 месяцев), остарин (точный срок выведения неизвестен, по некоторой информации – около месяца), кленбутерол (срок выведения – 2-3 недели), станозолол (время обнаружения – 200-240 дней), дростанолон (время обнаружения в зависимости от типа – от 2 недель до 4 месяцев), метилтестостерон (время обнаружения – 4-6 недель) и другие. Если боец проводит всего по 1-2 поединка в год и точно знает, когда будет проверка, то может принимать практически любой из этих препаратов, просто правильно рассчитывая время. Неудивительно, что до введения внеплановых проверок бойцы наиболее часто попадались на нандролоне (время обнаружения – до 18 месяцев), дростанолоне и станозололе – эти вещества долгое время остаются в организме и трудно безошибочно рассчитать курс приема самому, а возможность курсить и проводить чистку под постоянным контролем специалистов могут позволить себе только очень богатые спортсмены.

МИФ ТРЕТИЙ: В UFC ВСЕ РАВНЫ

Тайсон Гриффин

Нет ничего удивительного в том, что промоушен UFC, являясь прежде всего коммерческой организацией, оставил за собой несколько лазеек, позволяющих ему при необходимости в буквальном смысле покрывать читеров.

В 2012 году глава Комиссии по контролю над вольной борьбой и боксом штата Луизиана Элвин Топхэм в интервью изданию MMA Fighting** описал, каким образом UFC работает с комиссиями: промоушен планирует проведение турнира в штате и запрашивает тестирование у комиссии, она самостоятельно выбирает лабораторию и оплачивает все расходы. Результаты проверок передаются UFC, который затем возмещает расходы.

И вроде бы все нормально, но вот в 2012 году, спустя 16 месяцев после UFC 123, совершенно случайно в руки журналистов попал протокол совещания комиссии Мичигана***, согласно которому Тайсон Гриффин провалил тестирование после боя, попавшись на марихуане. Комиссия, проводившая проверку, должна была доложить об этом UFC, но организация по какой-то причине не стала обнародовать этот факт, позже сославшись на решение штата.

Витор Белфорт

В 2015 году всплыла информация о том, что Витор Белфорт менее чем за три недели до поединка с Джоном Джонсом провалил допинг-тест из-за повышенного уровня тестостерона (в то время бразилец сидел на ТЗТ). Тремя годами ранее письмо с темой “Vitor Belfort Labs”, содержащее PDF-файл, должны были разослать трем руководителям UFC, однако по ошибке в 15:01 отправили группе из 29 бойцов, менеджеров и тренеров. Три минуты спустя им разослали второе письмо, пытаясь отозвать первое. В 15:55 получателей попросили срочно удалить первое письмо как можно скорее. И в 19:16 им написал не абы кто, а сам вице-президент и главный юридический советник UFC Лоуренс Эпштейн, сообщивший о том, что конфиденциальная информация по ошибке попала не в те руки, и пригрозивший судом в случае ее разглашения. Известно об этом стало лишь три года спустя в результате журналистского расследования.

Это всего два случая, о которых широкая общественность узнала случайно, а сколько бойцов на самом деле покрывалось UFC, мы с вами знать не можем. Вы спросите: как такое возможно – чтобы атлетические комиссии сами покрывали читеров? Ответ прост: комиссии, по словам того же Элвина Топхэма, не получают от своих штатов ни цента и в финансовом плане полностью зависят от заказчиков боевых лицензий и тестирований – таких, как UFC и Bellator. А кто платит, тот и заказывает музыку.

Фрэнк Мир

Другая лазейка – это так называемое TUE – разрешение на использование запрещенного вещества в медицинских целях. Сегодня на сайте USADA есть список действий, которые необходимо предпринять для получения такого разрешения – прохождение соответствующих тестов, доказывающих потребность в препарате, подача заявления и отправка ответа USADA и результатов проверок в комиссию штата, в котором будет проходить бой. Аналогичные списки в 2012 году предоставили MMA Fighting комиссии Невады и Нью-Джерси, но другие штаты, такие, как Огайо, Техас и Иллинойс, ответили, что у них нет прописанных механизмов для получения такого разрешения. Именно это привело к буму тестостерон-замещающей терапии (ТЗТ) в ММА в 2007-2014 годах, когда в определенные комиссии бойцы могли просто прислать уведомление, подкрепив его в лучшем случае справкой от врача.

Любопытный факт: дольше всех ТЗТ в ММА использовал небезызвестный Дэн Хендерсон: он получил свое разрешение в 2007 году и был одним из последних бойцов, успевших выступить перед самым запретом этой терапии.

В 2015 году, опять же, с подачи журналистов выяснилось, что Фрэнк Мир получил от USADA разрешение на прием запрещенного стимулятора Аддерола. Об этом стало известно лишь потому, что предписание вызвало разногласия между USADA и NSAC: комиссия Невады запретила Миру принимать этот препарат перед боем. По каким критериям в USADA определили, что бойцу этот стимулятор необходим, а в NSAC – что в нем нет необходимости, нам тоже знать не дано.

Джордж Сент-Пьер - Ник Диас

И, наконец, последняя лазейка – и для промоушена в целом, и для отдельных бойцов – это откровенная лояльность некоторых комиссий к своим спортсменам. Например, доктор Марсио Таннуре является одновременно руководителем медицинского отделения Атлетической комиссии Бразилии CABMMA, аккредитованным врачом на мероприятиях UFC и лечащим врачом Витора Белфорта, Андерсона Силвы и многих других бразильских бойцов. Когда один человек может выдать тебе заключение о потребности в TUE, контролировать прием любых веществ и занимает пост в организации, отвечающей за допинг-тестирования – разве не это называют конфликтом интересов?

В марте 2013 года Ник Диас в титульном поединке столкнулся с Джорджем Сент-Пьером на территории чемпиона – в Канаде, где его чуть ли не боготворят. Сам по себе этот матч и так нашумел в заголовках, но вот спустя неделю после турнира в сети появилось видео, в котором представитель UFC Майк Мерш подходит к команде Диаса перед самым взвешиванием и сообщает о том, что в главном бою проваливший взвешивание получит дополнительный час на сгонку, а комиссия будет округлять значения после запятой в меньшую сторону. То есть если весы под Диасом покажут 170,9 фунтов, то будет засчитано, что он уложился в вес (0,9 фунтов – 410 граммов)****.

Сам Диас не обратил внимания на это правило, но его команда после боя потребовала реванш, либо лишить GSP титула, так как взвешивание проходило с нарушением протокола и условий контракта. UFC же, вместо того чтобы поддержать Диаса, начал судиться с людьми, опубликовавшими ролик, но безуспешно (видео было заблокировано YouTube, но потом разблокировано). Далее была опубликована переписка адвоката Диаса с Мершем, где последний утверждает, что ничего не знает ни о каком разговоре и все взвешивались по обычным правилам.

В итоге позже в интервью канадскому репортеру Марку Тугасу Сент-Пьер признал, что, возможно, перевесил 180 граммов, а журналисты, покопавшись в уставе комиссии, нашли пункт, согласно которому дополнительного времени на сгонку в случае провала взвешивания не полагалось. В 2015 году в подкасте Чела Соннена Ник Диас заявил также, что Сент-Пьер, по его информации, перевесил 1,4 кг и никакого допинг-тестирования канадская комиссия не проводила, потому что если бы проводила, то попался бы и сам Ник.

Этот инцидент – наиболее любопытный из всех, рассмотренных нами выше, потому что затрагивает и другую область: ведь никто, кроме представителей комиссии, не имеет возможности подойти и посмотреть, что там показывают весы. В случае с GSP UFC промахнулся лишь в том, что сообщил об этих эксклюзивных правилах обоим бойцам, но если бы о них знала только команда чемпиона, все осталось бы в тайне.

В этом году перед UFC 228 член комиссии Техаса официально объявил, что Забит Магомедшарипов перевесил 230 граммов. Затем, когда Забит уже сошел с весов, тот без перепроверки снова официально объявил, что никакого перевеса нет. Как такое возможно? Это показывает уровень профессионализма и попросту наплевательское отношение к своему делу людей, которые, можно сказать, решают судьбы профессиональных спортсменов.

ВНЕЗАПНЫЙ ПОВОРОТ

Джон Джонс

Еще один пробел в прежней антидопинговой программе UFC, о котором догадываются далеко не все: многие шоу не попадали под тестирование вообще. До марта 2012 года промоушен провел 3 турнира в Сиднее, Австралия, под контролем Управления боевых видов спорта Нового Южного Уэльса, но в том месяце пресс-секретарь Управления сообщил MMA Fighting о том, что они не тестируют бойцов. То же самое относится к Токио и Рио, и даже в Торонто, по словам члена Атлетической комиссии Ричарда Хаствика, тестирования проводились лишь в том случае, если это было прописано в контрактах. В штате Вашингтон, США, на тот момент проверяли только участников титульных боев, в других штатах, таких как Луизиана (2 шоу с 2001 по 2012 гг), вообще не было официальной антидопинговой политики.

По большому счету все это не мешало Дэйне Уайту совершенно честно говорить о том, что именно программа UFC – это “золотой стандарт” тестирования в ММА – просто потому, что в других организациях дела с этим обстояли ничуть не лучше. Несколькими громкими и рядом тихих допинговых скандалов промоушен обеспечил себе один из наиболее значимых сегодня ресурсов – безупречную репутацию, которую не запятнали даже те несколько случаев, что мы описали выше.

Не то чтобы закулисные игры с участием атлетических комиссий были чем-то новым или вопиющим в профессиональном спорте: в том же боксе подобными историями даже сегодня никого не удивишь.

“VADA запланировала внеплановый тест для GGG через неделю после боя. Я удостоверился, что Канело тоже будет проверен. На следующий день внеплановый тест был отменен. Странно, что его запланировали, а потом отменили – может быть, Канело уже был в Мексике и объедался стейками, празднуя “решение” в свою пользу. Я не говорю, что Канело отменил это тестирование. Это сделала VADA, но это был первый случай в истории, когда комиссия отменила внеплановый тест”.

– Промоутер Головкина Том Леффлер –

Но вот в июле 2015 года гигантский ММА-промоушен UFC внезапно отказывается от уже проверенной годами и удобной для себя антидопинговой программы, заключив сделку с USADA. О том, почему это произошло и что мы имеем сейчас – поговорим во второй части статьи, которая выйдет в скором времени.

*Источник: ufc.usada.org

**Источник: mmafighting.com

***Источник: bloodyelbow.com

****Источник: bloodyelbow.com

Автор: Umbra

комментарии к новостям

Оценка комментария:

+5 Химиков на покой

Оценка комментария:

Интересная статья! 5+

    Ответ пользователю: Architect Оценка комментария:

    Я уже давно писал - USADA коммерчески-политическая контора (так же как и многие другие комиссии). Правда школьники не оценили комментарий)

    А на счёт бойцов - да и так понятно что все читерят, просто кто-то в открытую (Брок Леснар), а кто-то менее очевидно (Кормье, висящий на полотенце). А если кого-то нужно "усмирить" - подольют тебе в пробирку пару капель пробы Леснара - и ты тоже в клубе читаков. А потом доказывай что ты был чист..... Не докажешь (если все процедуры забора анализов формально были правильны). А если в СМИ опубликуют - фанаты превратятся в хейтеров....

Оценка комментария:

фарма всегда на полкорпуса впереди всяких юсада и прочих...

Оценка комментария:

Митрион всегда был чист

    Ответ пользователю: andreyyich Оценка комментария:

    как определил?! на вкус его мочу пробовал, перед каждым боем)) но ты, в принципе, можешь и не только мочу))
    п.с. Umbra, шикарная статья, наверняка, украдут и запостят на левых ресурсах копипастеры убогие, как обычно. вот оно признание

Оценка комментария:

Статья познавательная- спасибо!

Оценка комментария:

Umbra, спасибо за статью! Ждём вторую часть!

Оценка комментария:

"сам вице-президент и главный юридический советник UFC Лоуренс Эпштейн, сообщивший о том, что конфиденциальная информация по ошибке попала не в те руки, и пригрозивший судом в случае ее разглашение"

Эпштейны знают своё дело

Оценка комментария:

Большое спасибо за статью!

Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.