Новый “второй”: как PFL незаметно для всех стал крупным игроком на рынке ММА

201 день назад 2 комментария

Подписание Фрэнсиса Нганну, выход на африканский рынок и возможная покупка Bellator за $500 млн: сегодня поговорим о развитии промоушена PFL и о том, грозит ли что-то гегемонии UFC.

ПОЧЕМУ PFL?

Донн Дэвис

Лигу PFL в этом бизнесе отличает агрессивная экспансия: если UFC надвигается на новые рынки медленно и неотвратимо, а Rizin и ONE сфокусированы в основном на Азии, то PFL хочет быть везде и сразу.

Основатель и председатель Донн Дэвис ранее описал будущее промоушена так:

“В футболе есть 10 крупных лиг, потому что болельщики хотят иметь своих героев, своих спортсменов, и смотреть игры в свое прайм-тайм. Мы так же хотим зайти на Ближний Восток – все турниры в пределах региона, в местное прайм-тайм и в прямой трансляции”.

Такова модель PFL: множество (на данный момент планируется 8) мелких региональных лиг, победители которых будут драться друг с другом, а сильнейшие бойцы – попадать в PFL Global, где на кону будут уже другие деньги и перспективы.

Если удастся воплотить эти планы, PFL станет первой глобальной системой в смешанных единоборствах, охватывающей весь мир.

Любопытный факт: PFL позиционирует себя как промоушен, в котором бойцы ставятся превыше всего. В самой команде лиги много бывших профессиональных спортсменов: помимо ветерана кикбоксинга Рэя Сефо, в компании работают член Зала славы американского футбола Рэй Льюис, игрок NFL Маршон Линч и бейсболист Алекс Родригес.

ЧТО С BELLATOR?

Скотт Кокер

Если вкратце: с самим Bellator, кажется, все в порядке. Калифорнийская лига давно уже пыталась найти партнера, в том числе предлагала выкупить небольшую часть акций DAZN в 2019 году, но владельцы промоушена всякий раз обрывали сделки.

В последнее время в Paramount Global идут свои внутренние процессы: конгломерат был образован в конце 2019 года, перед самым началом пандемии, путем слияния Viacom (владелец Bellator) и CBS Corporation. Возможно, лига, простаивавшая во время ковида, отчасти стала обузой, поэтому в рамках оптимизации было принято решение от нее избавиться.

Сложности у Bellator скорее экзистенциальные, потому что он изначально выбрал самый тяжелый путь: в то время как другие крупные организации (ONE, PFL, BKFC) либо предлагают что-то отличное от UFC в плане контента, либо растут на локальных рынках (ONE, Rizin), Bellator пытается конкурировать с гигантом на его же поле. В последнее время туда вернулись Гран-при, за которыми интересно следить, но проблема в том, что рядовым фанатам конкуренция вообще не нужна.

«У нас другой формат, отличный от UFC. Любая компания, которая просто копирует их, проиграет. Почему? Потому что UFC делает свое дело великолепно. Миру не нужна худшая версия того, что делают они, если я хочу посмотреть шоу, я смотрю UFC»

– Донн Дэвис –

Почитайте комментарии в СМИ и соцсетях под новостями: в представлении основной части аудитории каждый боец становится списанным середняком примерно через 0,00003 сек. после ухода из UFC, “за пределами октагона – только мешки”, “все на допинге” и так далее. UFC просто порождает достаточно заголовков, чтобы рядовому зрителю не хотелось разбираться, что там творится в более мелких лигах.

На самом деле в Bellator есть по крайней мере один дивизион, топы которого не уступают UFC (полутяжелый), пара дивизионов, бойцы которых уж точно в UFC не затерялись бы (легкий, легчайший), и несколько отдельных бойцов из других категорий, которые могли бы с ходу залететь в топ (Джонни Эблен, Ярослав Амосов, Патрисио Фрейре).

Поэтому Дэйна Уайт явно лукавил, когда говорил о том, что покупать Bellator якобы нет смысла. У UFC сейчас нет возможности вообще участвовать в торгах, так как продолжается антимонопольный иск, но если бы была – Endeavor Group уж точно не упустила бы шанс убрать главного конкурента с американского рынка.

ОТКУДА ДЕНЬГИ?

Мухаммед ибн Салман

В конце августа PFL объявила о своем партнерстве с Государственным инвестиционным фондом Саудовской Аравии (PIF), точнее с компанией SRJ Sports Investments, организованной этим фондом специально для спортивных инвестиций. До этого, в 2022 году, стоимость PFL по разным оценкам колебалась от $500 млн до $1 млрд.

SRJ выкупила миноритарную долю (т.е. не может участвовать в управлении компанией) PFL, по информации Financial Times – за $100 млн, но ESPN считает, что реальная сумма сделки может быть намного больше. Это первая инвестиция, сделанная новой организацией.

Несмотря на то, что объявили о сделке недавно, некоторые источники утверждают, что фактически все было решено еще в начале 2023 года, то есть перед подписанием Фрэнсиса Нганну.

Целью SRJ является “привлечение в Саудовскую Аравию крупных международных мероприятий”. Помимо своей страны, компания заинтересована также в развитии спортивной индустрии во всем регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка), и в этом ей как раз поможет лига PFL, которая обязалась в 2024 году выйти на рынок MENA – в частности, проводить бои из серии Super Fights в Саудовской Аравии с трансляцией на PPV.

Спорт – одно из главных направлений в нынешней программе реформ Саудовской Аравии под названием “Видение 2030”, которую реализует наследный принц Мухаммед ибн Салман, он же является председателем PIF. Основная цель программы – сделать королевство международным центром бизнеса и туризма и “новой Европой”. В индустрии развлечений PIF отчасти конкурирует с Mubadala Investment Company, которая отвечает за развитие Абу-Даби в ОАЭ и ведет сейчас дела с UFC.

Любопытный факт: Мухаммед ибн Салман является также главой королевского суда и антикоррупционного комитета Саудовской Аравии. Примечателен своей благотворительной деятельностью в сочетании с жесткими принципами правления, подавлением конкуренции в борьбе за власть и желанием сотрудничать с Россией. Мечтает завершить все войны в Ближневосточном регионе и сделать его процветающим.

В последние годы Саудовская Аравия сделала крупные инвестиции в гольф, Формулу-1 и футбол, саудовские клубы подписали контракты с такими ведущими футболистами, как Криштиану Роналду и Неймар.

В ММА одной только PFL саудиты не ограничатся: в марте 2024 года запланирован первый турнир UFC в Эр-Рияде, он будет приурочен к фестивалю Riyadh Season. Лига WWE, которая теперь объединена с UFC, проводит в Саудовской Аравии по два шоу в год с 2014 года.

По словам самого Донна Дэвиса, предпринимателя и инвестора с 30-летним стажем, он увидел возможность зайти на рынок, когда стало известно о продаже Zuffa в 2016 году. Он отмечает, что у PFL, в отличие от Endeavour, намного более гибкая политика в вопросе поиска инвесторов: лига готова сотрудничать буквально со всеми. Прямо сейчас в нее инвестирует тот же Джейк Пол, а также рэпер Уиз Халифа, ветераны спорта и букмекерские конторы.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ БОЕЦ

Фрэнсис Нганну

Направление PFL MENA будет двигаться параллельно с PFL Europe и планируемым PFL Africa. Что интересно, в развитии всех этих отделений лиге помогут Фрэнсис Нганну и Седрик Думбе – одновременно уроженцы Камеруна и граждане Франции, поэтому сразу отпадают вопросы о щедрости организации: Нганну сейчас для PFL намного важнее, чем для UFC, ONE и любой другой лиги, это буквально фундамент будущего развития промоушена, и наверняка его возможное подписание стало весомым козырем в переговорах о сотрудничестве с PIF.

Также становится ясно, почему после долгого затишья резко сдвинулась с места организация поединка Нганну с Тайсоном Фьюри: теперь Фрэнсис – это уже актив и SRJ тоже, и вне зависимости от исхода боксерского матча его имя станет еще известнее, так что в Тайсона просто кинули сумкой денег, от которой он не смог отказаться. Поединок Фьюри с Александром Усиком тоже пройдет в Саудовской Аравии.

Победит Нганну или проиграет, поводов для заголовков хватит еще на год вперед, будь то новые выступления в боксе или возвращение в ММА, а это именно то, что нужно сейчас команде PFL и их инвесторам.

«Нганну сыграет несколько ролей. Он будет драться в нашем PPV-дивизионе; будет частью нашего глобального совета спортсменов, который помогает нам делать все, чтобы лига стала лучшим местом для бойцов; плюс, будучи председателем PFL Africa, Фрэнсис поможет в создании организации и вербовке спортсменов»

– Донн Дэвис –

При этом Донн Дэвис отмечал, что PFL будет платить Нганну за каждый бой примерно столько же, сколько платили в UFC, и в два раза меньше, чем предлагали в ONE, но суммарный объем сотрудничества и, соответственно, доходов, предлагаемых его лигой, затмил все остальные предложения.

РЕАЛЬНЫЙ КОНКУРЕНТ?

Дэйна Уайт и Ко

Как писал Forbes, в течение двух дней после того, как стало известно, что SRJ Sports Investments вкладывается в PFL, рыночная капитализация WWE упала с $9,6 млрд до $8 млрд, а стоимость акций Endeavor Group Holdings – с $7,4 млрд до $6,6 млрд.

Это произошло перед самым созданием организации под названием TKO Group Holdings, которая получилась путем слияния UFC и WWE, так как инвесторы начали в последний момент сомневаться в том, что вкладываются в наиболее крупного игрока на рынке.

То есть просто представьте: $100 млн, вложенные в PFL, пошатнули конкурента на $2,4 млрд просто из-за того, что потенциальный приток саудовских денег может привести к быстрому росту другой организации.

Пора ли UFC начинать нервничать? Вряд ли. Лига сейчас, как мы и предсказывали, все больше смещается в сторону развлечений, о чем, кстати, говорит и нынешний конфликт с USADA, взбрыкнувшей из-за Конора Макгрегора.

UFC сегодня делает ставку на ротацию спортсменов, оставляя самых ярких, лояльных и большеротых, спортивные качества отходят на второй план. Такой чемпион, как Шон О’Мэлли, для них – подарок свыше, и Дэйна Уайт, наверное, просыпается в холодном поту, когда снится, что они подписали Ярослава Амосова.

Так что даже если PFL выкупит и поглотит Bellator целиком (а в переговорах участвуют и другие крупные игроки), просто продолжится процесс, который тянется последние несколько лет – утечка сильных спортсменов во “вторую” и “третью” организации на рынке, где больше ценят. Что бы ни случилось, UFC все равно будет привлекателен для лучших бойцов планеты – хотя бы просто забежать туда и засветиться, как в “Дом-2”, ведь на ближайшие годы репутации лиги точно хватит, чтобы рядовые фанаты автоматически вешали на каждого ее чемпиона ярлык лучшего бойца в мире.

Автор: Umbra

комментарии к новостям

Оценка комментария:

В последние годы шоу в ЮФС стало действительно мало, как и харизматичных бойцов. Основные яркие личности типа братьев Диаз ушли и нужны новые герои.

Оценка комментария:

Вот ради таких статей я захожу на этот сайт
Большое уважение автору.

Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.