Такой спорт, как ММА, привычно ассоциируется с переломами рук и ног, разрывами любых связок и рассечениями, но есть вещь и пострашнее, о которой бойцы обычно не говорят вслух. В западной медицине ее называют CTE, и эта болезнь может прийти за каждым даже через много лет после окончания карьеры.
Болезнь боксеров
CTE, или по-русски ХТЭ — хроническая травматическая энцефалопатия, нейродегенеративное заболевание, развивающееся из-за повторяющихся травм головы.
Этот вид энцефалопатии нередко встречается у солдат и у тех, кто занимается контактными видами спорта: чаще всего это бокс, американский футбол, хоккей и регби.
Началось пристальное внимание к CTE именно с бокса, ее даже называли «деменцией боксеров» — что неудивительно в виде спорта, где голова — основная мишень, а правила способствуют получению множества сотрясений в течение одной схватки.
В 1928 году выдающийся американский ученый, патологоанатом и судмедэксперт Харрисон Стэнфорд Мартленд, используя наработки других ученых, доказал, что многие боксеры-профессионалы страдали от нейродегенеративного заболевания, вызванного многочисленными разрывами сосудов мозга, происходившими из-за тяжелых ударов по голове. Он первым клинически описал состояние боксеров с нарушением координации, замедленными движениями и спутанностью сознания.
Чтобы доказать связь между повторяющимися травмами головы и симптомами ХТЭ, он провел 309 вскрытий людей с травматическим кровоизлиянием в мозг. В девяти из них у погибших не было явных повреждений коры головного мозга или переломов черепа, кровоизлияния были микроскопическими.
Первоначально болезнь получила меткое название Punch Drunk Syndrome, дословно — «синдром опьянения от ударов». Так ее называют и сегодня в англоязычной среде.
CTE — только из-за нокаутов?
— Причина ХТЭ — именно в повторяющихся травмах головы, а не в единичном сотрясении.
— Из-за частых травм вокруг мелких кровеносных сосудов в глубине мозга накапливается аномальная форма тау-белка. Этот белок образует клубки внутри нейронов, нарушая их функцию и в конечном итоге приводя к гибели клеток и снижению массы головного мозга.
— В целом CTE диагностируют у примерно 30% людей, сталкивавшихся с частыми травмами головы. Насколько «частыми» должны быть травмы — тут никто внятного ответа дать не может.
— Предполагается, что вызывать ХТЭ могут не только тяжелые сотрясения мозга со всеми вытекающими симптомами, но и так называемые субконтузии — сильные удары по голове, после которых нет явных симптомов.
Любопытный факт: в недавнем исследовании австралийских ученых, опубликованном в журнале Sports Medicine — Open, говорится, что у 15 футболистов после ударов головой по мячу обнаружили повышение содержания биомаркеров нейродегенеративных заболеваний в крови и повреждения нейронов, а также уменьшение электрической проводимости между долями мозга.
CTE: симптомы и лечение
Внутренние: повышенная раздражительность, депрессия.
Поведенческие: импульсивность, агрессия, человек становится более взрывным.
Эти две категории симптомов могут проявляться уже в молодом возрасте.
Когнитивные: ухудшение памяти, способности обрабатывать или использовать информацию.
Моторные: паркинсонизм, выраженная неловкость (атаксия), речь становится невнятной, как у пьяного (дизартрия).
Эти категории симптомов чаще проявляются в более позднем возрасте.
На первой стадии развития болезни человек может отмечать спутанность сознания, головокружение, частые головные боли. На второй страдают память и мышление, окружающие начинают отмечать изменения в поведении. Третья и четвертая — это уже явная и прогрессирующая деменция со значительным изменением личности человека (агрессия, ощущение безысходности, депрессия, паранойя) и постепенным отключением функций мозга. На этих стадиях масса головного мозга начинает снижаться.
В своей работе Мартленд задокументировал симптомы 23 боксеров, пятерых из них обследовал сам, чтобы собрать воедино классическую клиническую картину ХТЭ.
Он отметил, что симптомы могут проявиться сразу после травмы, иногда во время самого боксерского поединка: незначительные изменения походки или, что более очевидно, когда боксер пошатывается, возвращаясь в свой угол между раундами.
Однако устойчивые симптомы, по которым диагностируют ХТЭ, могут проявиться только через десятилетия после окончания карьеры.
К сожалению, на сегодняшний день лечения хронической травматической энцефалопатии не существует. Как и в случаях с другими видами деменции, применяется только поддерживающая терапия.
Единственный способ предотвратить ХТЭ — профилактика. Поэтому логичные выводы: получили сотрясение — отдыхайте и не спешите. Минимизируйте риски получения тяжелых ударов, спаррингуйте в шлемах, без необходимости — не спаррингуйте вообще.
Насколько распространена CTE?
Принято считать, что для развития хронической травматической энцефалопатии нужны годы, но тут примечателен случай американского проспекта Джордана Парсонса, о котором мы подробно писали ранее.
В 2016 году бойца Bellator Парсонса сбила машина, и при вскрытии у него обнаружили ту самую ХТЭ. На тот момент ему было всего 25 лет, в ММА он провел 11 профессиональных и 3 любительских поединка в легком и полулегком дивизионах, 1 раз проиграл нокаутом. Был в отличной форме, никто из его лагеря и окружения не замечал никаких изменений в состоянии бойца.
Другой пример: в 2017 году Аарон Эрнандес, бывший профессиональный футболист, осужденный за убийство, совершил суицид в возрасте 27 лет, находясь в тюрьме. Семья пожертвовала его мозг для изучения, и у него обнаружили ХТЭ 3 стадии, которую исследователи никогда прежде не встречали у людей моложе 46 лет.
В 2022 году с собой покончил 49-летний бывший игрок и тренер NRL (регби) Пол Грин — его мозг тоже передали для изучения, и у него обнаружили CTE на финальной стадии.
Помимо Парсонса, в ММА ХТЭ подтвердили у Гари Гудриджа (24 поражения нокаутом в проф. боях), также Бабалу Собрал говорил о том, что у него развилась эта болезнь. Про Гудриджа мы подробнее писали в материале «Цена аплодисментов: о хрустальных челюстях и недвусмысленных сигналах».
Любопытный факт: привязка ХТЭ именно к боксу или другим видам единоборств и подведение достоверной статистики осложняются тем, что мало кто из бойцов (в отличие от футболистов) соглашался пожертвовать свой мозг для изучения, а такой диагноз может быть окончательно подтвержден только посмертно.
В 2017 году было опубликовано большое исследование Энн Макки, в котором говорилось, что ХТЭ обнаружили у 110 из 111 бывших игроков NFL, у 48 из 53 человек, игравших в американский футбол в университете, и у 3 из 14, игравших в школе.
В более обширной статистике Центра изучения ХТЭ Бостонского университета говорится, что на 2023 год у 345 из 376 умерших бывших игроков NFL обнаружили хроническую травматическую энцефалопатию.
Для сравнения, среди обычных людей, которых вскрывали в Бостонском университете в 2018 году, выявили один случай ХТЭ на 164 вскрытия, причем этот человек играл в американский футбол, будучи студентом.
После всех исследований NFL даже изменила правила, чтобы сократить количество столкновений, при которых страдает голова, а также начала работу над изменением конструкции шлемов.
CTE: группы риска
Есть в работах Мартленда и очень любопытные замечания, которые могут быть полезны на практике. Например, он разделил боксеров по разным архетипам, чтобы оценить вероятность развития у них синдрома.
Он отметил, что более медленные боксеры-слаггеры были больше подвержены риску развития ХТЭ, чем те, кто полагался на скорость.
Боксеры, которые рисковали и шли в размен, чтобы добыть нокаут, чаще получали ХТЭ, чем те, что побеждали обычно по очкам.
Конечно, уровень мастерства боксера также был важным фактором: второсортные боксеры и те, кому платили, чтобы их избивать на тренировках, были наиболее подвержены развитию заболевания.
В статье «Хроническая травматическая энцефалопатия: подходы к диагностике и лечению» говорится, что в боксе дополнительными факторами риска являются завершение спортивной карьеры после 28 лет, занятие этим видом спорта более 10 лет и участие в более чем 150 боях.
Любопытный факт: 59-летний Микки Уорд — ярый сторонник просвещения в области травм головного мозга. Он открыто рассказывает о том, как сам живет с симптомами ХТЭ, и завещал свой мозг и часть позвоночника Бостонскому университету для изучения и помощи будущим спортсменам.
А что Би Джей?
Как вы уже заметили, в заголовке мы упомянули Би Джея Пенна. 46-летний легендарный гаваец в последнее время явно не в лучшем состоянии: ранее мы писали, что он бредит в соцсетях, будто федеральные агенты и его двоюродный брат украли личности его матери и двух братьев, а школьная подруга обокрала его во время ареста. Суд выселил его из дома и запретил приближаться к матери, у него подозрение на синдром Капгра — когда человек считает своих близких самозванцами. И это состояние может быть вызвано повреждением мозга.
Интересно одно из последних заявлений Пенна в соцсетях — приведем его целиком, чтобы вы понимали масштабы проблемы.
«Настоящий вопрос в том, почему Джефф Новицки, глава антидопингового агентства UFC VADA, Адам Седлак, генеральный директор UFC GYM, и Сэм Ингрэм, настоящий главный менеджер спортзала UFC Gym Hilo — все ростом 203,2 см!?!?!?
Все трое каким-либо образом саботировали своего делового партнера Би Джея Пенна.
Джефф Новицки, который пытался выставить Би Джея Пенна грязным спортсменом, будто тот принимал стероиды вместо внутривенного глутатиона, и рядом с боями не стоял, а специалисты по мозгу постоянно говорили Би Джею, что у него болезнь Паркинсона и ему нужно принимать глутатион внутривенно.
Адам Седлак постоянно советовал Би Джею Пенну уйти в отставку, а затем не раз умолял Би Джея Пенна обратиться к Майку Дольче, у которого была одна задача — кормить Би Джея в день поединка, но он не явился, чтобы покормить Би Джея, и Би Джей был полностью раздавлен в своем прощальном поединке с Эдгаром, выглядел тощим, как палка с зубами.
И ‘настоящий главный менеджер’ UFC Gym Hilo, который без проблем критикует Би Джея публично в соцсетях, который на самом деле сотрудник UFC Gym Hilo — почему они все ростом 203,2 см???????
Это просто совпадение, ребята? Не верьте на слово — проверьте аккаунт Сэма, а затем погуглите Джеффа Новицки и Адама Седлака и обратите внимание на их костюмы, форму головы и рост».
Би Джей в последнее время, конечно, тот еще источник информации, но есть в этом заявлении один примечательный факт: он указал, что принимал внутривенно глутатион — лекарство, которое действительно выписывают при некоторых болезнях, в том числе Альцгеймера и Паркинсона. Если это утверждение Пенна — правда, и на момент поединка с Фрэнки Эдгаром (когда он, кстати, действительно нанял диетолога Майка Дольче) у него была болезнь Паркинсона — это значит, что он провел с ней как минимум пять боев.
Фактически Пенн уже не тот человек, которого мы помним по зарубам в октагоне. С ним это сделал не только спорт, но и пристрастие к выпивке и наркотикам, и все же надо быть готовыми к тому, что в будущем мы услышим еще немало таких историй про сегодняшних звезд, которые в клетке выглядят неуязвимыми.
Автор: Umbra
Спасибо творческому коллективу Blood&Sweat! Когда-то писал ещё ручками дипломную на эту тему. На мой дилетантский взгляд и опыт, особо подвержены травматической энцефалопатии кикбоксёры и все его производные виды спорта. Там вполне можно уже через пару лет постоянных ударов в область глаз наполучать травм роговицы и схлопотать сначала посттравматический астигматизм, а затем уже проблемы с цнс. Ну и нокауты от ударов ног в голову гораздо тяжелее перенести человеку. Без хорошей фармы мы бы наблюдали большое количество «инвалидов» уже к 25 годам, а то и раньше. Так что жрут стимуляторы и добавки абсолютно все проф спортсмены.